Что произошло?
С середины следующего года, нанимая агента по недвижимости, вы сможете проверить, "настоящий" ли он.
Согласно закону, все профессиональные посредники рынке недвижимости должны быть внесены в специальный регистр при Министерстве экономики. Им придется официально вести хозяйственную деятельность, страховать свою профессиональную гражданскую ответственность, не иметь непогашенной судимости по экономическим статьям, иметь и уметь использовать методику выявления рисков отмывания незаконно нажитых средств.
Последний пункт, судя по всему, и является главной причиной, почему вообще появился этот закон. Агенты и компании недвижимости и сейчас должны выискивать такие риски, прежде чем вступить в отношения с клиентом. Но, как писало Министерство финансов в анонсе к документу, когда он еще был только проектом закона, не все они достаточно тщательно выполняли эту обязанность.
Теперь же хотя бы наличие системы проверки клиента и оценки связанных с ним рисков будет обязательным условием работы на рынке недвижимости: без нее не попасть в регистр, который до 1 июля 2021-го должно запустить Министерство экономики, а без записи в регистре нельзя будет официально оказывать услугу посредника.
Кого это касается?
Если вы хотите продать собственную квартиру, приобрести для себя недвижимость или помочь провести сделку родственнику или другу, нигде регистрироваться не надо. Закон напрямую касается только тех, для кого посреднические услуги в сделках с недвижимостью являются работой (как физических, так и юридических лиц).
В конце 2018-го года в Латвии, по данным Службы госдоходов, насчитывалось около 1600 агентов по недвижимости. Латвийская ассоциация недвижимости LANĪDA на стадии подготовки закона сообщала, что в стране работают около 200 сертифицированных посредников. Еще по крайней мере пятьсот делают то же самое без какого-либо надзора.
Сколько именно частных лиц и компаний окажется в новом регистре, сейчас сказать невозможно. По словам члена правления LANĪDA Андрея Валтерса, появление такого публично доступного списка само по себе поможет отсеять с рынка случайных людей и сделать его более-менее прозрачным. Ведь прежде чем встретиться с человеком, который предложил свои услуги по продаже вашей квартиры, вы сможете проверить, есть ли он в этом реестре. И в случае отсутствия сделать соответствующие выводы.
Поэтому закон, написанный для агентов и про агентов, касается практически всех, кто пользуется или собирается воспользоваться их услугами.
Как это повлияет на цены?
Сейчас, по словам Валтерса, средние расценки агентов, если они выступают на стороне продавца, составляют 4-5% от стоимости сделки. Если агент на стороне покупателя (что случается намного реже) – 2-3%. При сдаче объекта в аренду стандартная такса – одна месячная арендная плата.
Как полагает собеседник Delfi, новое регулирование едва ли станет поводом для изменения цен. Конечно, для тех, кто до сих пор не оценивал клиентов с точки зрения "антиотмывочных" норм, а теперь будет, трудозатраты несколько вырастут. Но, по словам представителя LANĪDA, не настолько, чтобы закладывать их в прейскурант.
Со страхованием все немного сложнее. Подзаконных актов пока нет, поэтому о цене полиса можно только догадываться. А. Валтерс полагает, что вряд ли средняя стоимость будет выше 200-300 евро в год. Это достаточно много, чтобы отсечь случайных людей на рынке, но скорее всего недостаточно, чтобы повысить цены на услуги профессиональных агентов, которые ежегодно заключают достаточно много сделок.
Почему кого-то может интересовать, есть агент в регистре или нет?
То, что человек или компания фигурирует в регистре, означает, что он выполнил хотя бы базовый набор требований, говорит Валтерс. Во-первых, он работает официально: заключает письменные договоры (до сих пор это требование нигде не было прописано и не всегда соблюдается), так что в случае конфликта у клиента на руках есть документы, на которые можно сослаться.
Во-вторых, у такого агента есть страховка профессиональной гражданской ответственности, что также дает клиенту определенную защиту. Например, в случае убытков из-за информации, которую утаил посредник – скажем, о техническом состоянии объекта или о его юридическом статусе.
В-третьих, этот же закон говорит, что агент обязан повышать свою квалификацию (каким образом – это еще определит Кабинет министров. Невыполнение этого требования может быть причиной исключения из регистра. Следовательно, через несколько лет регистр будет служить еще и свидетельством компетентности.
"Надо четко понимать, что регистрация сама по себе не является гарантией качественной услуги. Такой гарантией может служить сертификат, который выдает LANĪDA по итогам довольно-таки сложного экзамена. Вот он действительно показывает, что человек – профи. Но сам факт регистрации все равно показывает, что посредник выполнил хотя бы минимальные требования, что он работает легально, что он регулярно проходит обучение. Закон не станет тумблером, который 1 июля щелкнет, и сразу приведет рынок в порядок. Но он определенно ведет рынок в правильном направлении, потому что будет отсеивать случайных людей и, вероятно, поспособствует его осветлению, поскольку Служба госдоходов обещала, что будет бороться с теми, кто продолжит работать без регистрации", – считает Валтерс.
А если я воспользуюсь услугами незарегистрированного агента?
На данный момент никаких санкций для клиентов не предусмотрено. Но надо понимать связанные с этим риски: неофициальный агент может оказаться мастером своего дела, а может, и нет. При этом никаких официальных договоров он с вами заключать не будет (поскольку документ может служить доказательством нелегальной деятельности). В случае конфликта или реальных убытков вам скорее всего будет нечего предъявить такому посреднику.
"Всегда надо понимать, что будет, если такой рекомендованный кем-то неофициально работающий человек вас подставит. Вы, может быть, купите не то, что хотели, или объект окажется с серьезными техническими или юридическими недостатками. Или продадите по неадекватно низкой цене. По большому счету, вам в такой ситуации просто не с кого будет спросить", – предупреждает Андрей Валтерс.
"Наличие человека или компании в этом регистре – это сигнал, что на данный момент этот агент соответствует требованиям закона. Если его там нет, то первый вопрос, который я бы задал: а почему? Скорее всего окажется, что это потому, что человек находится в серой зоне. При том, что на рынке достаточно официально работающих профессионалов, я бы с таким связываться не стал", – заключил Валтерс.